Сергей Шишкарев предложил создать Единого транспортно-логистического оператора Севморпути

11.03.2016

к списку новостей к новостям
Изображение

Сергей Шишкарев выступил на Президиуме Госкомиссии по вопросам Арктики с инициативой по созданию Единого транспортно-логистического оператора Севморпути.

9 марта 2016 года в Мурманске состоялось очередное заседание Президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Повестка встречи включала ключевые темы развития региона, в том числе – формирование единой транспортной инфраструктуры и обеспечении транспортными средствами Арктической зоны Российской Федерации. С предложениями по данной теме выступил глава Делового Совета Сергей Шишкарев.

Ранее Дмитрий Рогозин, заместитель Председателя Правительства РФ, сформировал ряд поручений, касающихся транспортной системы Арктики, которые были адресованы различным министерствам и ведомствам: Минтрансу, Минфину, Минэкономразвития, Минвостокразвия, Минэнерго и МЧС.

Сергей Шишкарев на Президиуме выступил с докладом, в котором описал специфику транспортно-логистического обеспечения Арктического региона:

1. Кроме вопросов морской транспортировки, из-за короткого срока навигации необходимо решать задачи обеспечения разгрузки различными способами, требующими специального оборудования и флота: на припай, на необорудованный берег и т.п. Такое погрузочно-разгрузочное оборудование есть в наличии не у всех компаний - только у 2-3 компаний. Поэтому важно, чтобы это оборудование было размещено в тех точках, где предстоит работать с первого до последнего дня навигации.

2. Флот, способный работать в Арктике – особый, ледового класса и все суда известны, их не так много. Поэтому очень важно, чтобы суда не перевозили так называемый «мёртвый фрахт».

3. Действующая система закупок в рамках ФЗ № 44 («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») не оптимальна для решения задач в Арктике по разным причинам. Например, пока конкурс не выигран – никто не начнёт мобилизацию флота и оборудования, а сроки навигации ограничены. А конкурсы могут и переноситься, и признаваться не состоявшимися. Есть и экономический аспект: при попытке выходить на рынок с открытым предложением груза можно столкнуться с тенденцией повышения стоимости фрахта.

Другой подход – оплата расходов по фактическим - тоже не эффективен. Ценообразование и тарификации нет, не существует объективных тарифов. На Севморпути мы, по-прежнему, руководствуемся советским «Прейскурантом № 11-01 на перевозки грузов морским транспортом в каботажном плавании», утвержденном постановлением Госкомцен СССР от 27.03.1989 г. № 274, применяя коэффициенты пересчёта.

4. Как правило, у ряда компаний есть флот, у других - оборудование. Но нет ни одной компании, способной закрыть «от и до» весь спектр проблем только собственными основными средствами.

 

Далее глава Делового совета внес предложение по созданию Единого транспортно-логистического оператора Севморпути. По словам С. Шишкарева, «это задача для частного бизнеса. Надо продумать нормативную базу и условия, при которых Единому оператору СМП будет выгодно работать, и он сделает всё остальное. Частная компания будет нести финансовую ответственность за результат, тогда как чиновники и госкомпании не будут настолько мотивированы. При этом финансовые риски государство нести не будет, в чём тоже есть весьма положительный момент».

Такой оператор мог бы взять на себя следующие функции:

1.            Разработку плана навигации на основании данных всех грузовладельцев.

2.            Планирование флота и средств разгрузки.

3.            Разработку и согласование Тарифного руководства на основании принципов «Прейскуранта № 11-01 на перевозки грузов морским транспортом в каботажном плавании», утверждённого постановлением Госкомцен СССР от 27.03.1989 г. № 274.

4.            Обоснование до начала каждой навигации размера повышающего коэффициента пересчёта по аналогии с Прейскурантом ОРГРЭС* от 1993 г.

5.            Заключение договоров с подрядчиками на базе Прейскуранта и ответственность перед Заказчиком за качество их исполнения

6.            Координацию с ФГУП «Росатомфлот» и другими собственниками ледоколов.

 

В заключение глава Делового совета обратился к Дмитрию Рогозину с просьбой поручить Деловому совету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проработать концепцию создания Единого транспортно-логистического оператора Севморпути. Работа будет основываться в том числе на результатах НИР «Экономическая модель СМП» от Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Результаты этой работы будут представлены Госкомиссии.

к новостям